Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

гончаров и.а

Афоризмы

Гончаров Иван Александрович (1812 - 1891)

Русский писатель.

Афоризмы, цитаты -

Гончаров И.А. - биография

Литература - язык, выражающий все, что страна думает, чего желает, что она знает и чего хочет и должна знать.

Глупая красота - не красота. Вглядись в тупую красавицу, всмотрись глубоко в каждую черту лица, в улыбку ее, взгляд - красота ее превратится мало-помалу в поразительное безобразие.

Полезные сервисы

гончаров ив. ал.-др

Гуманитарный словарь

ГОНЧАРО́В Ив. Ал.-др. (1812-91) - писатель. Род. в Симбирске в купеч. семье. Окончил словесный ф-т Моск. ун-та (1834) Служил чиновником на родине, затем в С.-Петербурге. С 1835 сблизился с семьей художника Н. А. Майкова, был дом. учителем его детей А. Н. и В. Н. Майковых, входил в лит. кружок Майковых, помещал в рукописных журналах кружка свои первые произв. - стихи и повести. В 1842 написал очерк "Иван Савич Поджабрин" (опубл. 1848). В 1846 познакомился с В. Г. Белинским, имевшим на Г. большое влияние, сблизился с кругом литераторов ж. "Современник" (Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, П. В. Анненков и др.), где опубл. первый ром. "Обыкновенная история" (1847), в к-ром отчетливо проявились объективность таланта Г. и его способность пластически-живописного воспроизведения мира - конфликт восторженного юноши-романтика и умудренного жизнью скептика, практического человека. Ром. был воспринят как "страшный удар романтизму, мечтательности, сентиментальности, провинциализму" (Белинский) и в то же время укор "арифметическому здравому смыслу" (В. П. Боткин). В 1852 Г. на два года отправляется в кругосветное путешествие (кн. путевых очерков "Фрегат Паллада", 1858). С 1855 Г. становится цензором, впоследствии ред. официозной газ. "Северная почта", чл. Гл. управления по делам печати. В качестве цензора Г. способствовал публикации нек-рых изв. произв. ("Тысяча душ" А. Ф. Писемского, "Село Степанчиково и его обитатели" Достоевского) и в то же время неоднокр. вступал в конфликты с радикальной печатью ("Современник", "Русское слово"). В 1859 появляется второй ром. Г. "Обломов", работа над к-рым шла б. десяти лет. В образе гл. героя ром. воплощены черты нац. характера и психологии. Современники усматривали в Обломове то "нежную, любящую" высокую поэтическую натуру (А. В. Дружинин), то "байбака"-помещика, представителя выросшей на почве крепостного права "обломовщины" (Н. А. Добролюбов). Третий ром. Г. "Обрыв" (1869) создавался ок. 20 лет. В многосторонней картине рус. жизни, нарисованной Г. (столица и провинция, любовь, семья, взаимоотношения поколений, проблемы иск-ва), наиб. споры вызвал образ "нигилиста" Марка Волохова, в к-ром демокр. критики (М. Е. Салтыков-Щедрин, Н. В. Шелгунов, А. М. Скабичевский) увидели карикатуру на молодое поколение. Попытки Г. объясниться с критикой и публикой ("Предисловие к роману "Обрыв", 1869, "Намерения, задачи и идеи романа "Обрыв", 1872) не были доведены до печати. Г. вошел в историю рус. культуры также как автор значит. критич. статей, среди к-рых - классич. разбор комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума" ("Мильон терзаний", 1872), "Заметки о личности Белинского" (1881), размышления о собств. творчестве "Лучше поздно, чем никогда" (1879).

И. А. Гончаров

И. А. Гончаров

Полезные сервисы

гончаров иван александрович

Энциклопедический словарь

Гончаро́в Иван Александрович (1812-1891), русский писатель, член-корреспондент Петербургской АН (1860). В романе «Обломов» (1859) судьба главного героя раскрыта не только как явление социальное («обломовщина»), но и как философское осмысление русского национального характера, особого нравственного пути, противостоящего суете всепоглощающего «прогресса». В романе «Обыкновенная история» (1847) конфликт между «реализмом» и «романтизмом» предстаёт как существенная коллизия русской жизни. В романе «Обрыв» (1869) - поиски нравственного идеала (особенно женские образы), критика нигилизма. Цикл путевых очерков «Фрегат "Паллада"» (1855-1857) - своеобразный «дневник писателя»; литературно-критическая статья («Мильон терзаний», 1872).

И. А. Гончаров.

* * *

ГОНЧАРОВ Иван Александрович - ГОНЧАРО́В Иван Александрович (1812-91), русский писатель, член-корреспондент Петербургской АН (1860). В романе «Обломов» (1859) судьба главного героя раскрыта не только как явление социальное («обломовщина»), но и как философское осмысление русского национального характера, особого нравственного пути, противостоящего суете всепоглощающего «прогресса». В романе «Обыкновенная история» (1847) конфликт между «реализмом» и «романтизмом» предстает как существенная коллизия русской жизни. В романе «Обрыв» (1869) поиски нравственного идеала (особенно женские образы), критика нигилизма. Цикл путевых очерков «Фрегат «Паллада» (1855-57) - своеобразный «дневник писателя»; литературно-критические статьи («Мильон терзаний», 1872).

* * *

ГОНЧАРО́В Иван Александрович [6 (18) июня 1812, Симбирск - 15 (27) сентября 1891, Петербург], русский писатель.

«Чтение было моей школой...»

Гончаров родился в купеческой семье. Первоначальное образование он получил в частном пансионе, где выучил французский и немецкий языки, перечитал все доступные книги - «невообразимую смесь ... почти выученную наизусть». В 1822 его отдали в Московское коммерческое училище, в 1831 он поступил на словесное отделение Московского университета: изучение литературы подстегивало «страсть к чтению» и «формировало перо». Еще студентом Гончаров перевел и поместил в журнале «Телескоп» две главы из романа Э. Сю «Атар-Гюль» (1832). По окончании университета (1834) он ненадолго вернулся в Симбирск, затем навсегда переехал в Петербург, где начал службу в Министерстве финансов, продолжая все свободное время заниматься литературой: много переводил, писал романтические стихи и шуточные повести для домашнего чтения в кругу Майковых (в этой семье он преподавал русскую литературу и латинский язык будущему поэту А. Н. Майкову (см. МАЙКОВ Аполлон Николаевич) и его брату В. Н. Майкову (см. МАЙКОВ Валериан Николаевич), впоследствии известному критику). В их доме писатель завязал и первые литературные знакомства.

Триумфальное начало

Гончаров входил в литературу нерешительно, переживая глубокие сомнения в своих силах: «кипами исписанной бумаги ... топил печки». В 1842 он написал очерк «Иван Савич Поджабрин», напечатанный лишь шесть лет спустя. В1845 Гончаров напряженно работал над романом, который передал В. Г. Белинскому (см. БЕЛИНСКИЙ Виссарион Григорьевич) «для прочтения и решения, годится ли он». Этот роман - «Обыкновенная история» - вызвал восторженную оценку критика и его окружения. Напечатанный в «Современнике» в 1847, роман принес писателю настоящее признание. Столкновение двух центральных героев романа - Адуева-дяди и Адуева-племянника, олицетворяющих трезвый практицизм и восторженный идеализм, - воспринималось современниками как «страшный удар романтизму, мечтательности, сентиментальности, провинциализму» (Белинский). Однако автор рисовал с иронией не только прекраснодушие и ходульное поведение запоздалого романтика. В. П. Боткин (см. БОТКИН Василий Петрович), справедливо замечая, что в романе достается и голому практицизму, что художник «бьет обе эти крайности», признавался: «Я ничего не знаю умнее этого романа». Десятилетия спустя антиромантический пафос становился все менее актуальным, и следующие поколения воспринимали роман иначе - как самую «обыкновенную историю» охлаждения и отрезвления человека, как вечную тему жизни. Многомерность авторской позиции и изощренность психологического анализа, ставшие устойчивыми чертами поэтики Гончарова, объясняются отчасти и своеобразным автобиографизмом романа: каждый из героев-антиподов психологически близок писателю, представляя разные проекции его душевного мира.

Фрегат «Паллада»

В 1852 Гончаров в качестве секретаря адмирала Е. В. Путятина (см. ПУТЯТИН Евфимий Васильевич) отправился в кругосветное плавание на фрегате «Паллада». Секретарские обязанности отнимали много сил, тем не менее уже во время экспедиции «явилась охота писать», и Гончаров «набил целый портфель путевыми записками». Они сложились в итоге в книгу очерков, печатавшихся в 1855-57 в периодике, а в 1858 вышедших отдельным изданием под названием «Фрегат «Паллада». У Гончарова с детства был вкус к литературе путешествий, и здесь он выступил истинным мастером этого жанра. «Параллель между своим и чужим», острые впечатления от встречи с другими культурами (главным образом - с британской и японской), привычка все «прикидывать» «на свой аршин» обеспечили заинтересованное внимание русского читателя к этим очеркам. Н. А. Добролюбов восхищался остроумием и наблюдательностью «блестящего, увлекательного рассказчика».

Цензор-изгнанник

По возвращении из путешествия Гончаров определился на службу в Петербургский цензурный комитет. Должность цензора, а также принятое им приглашение преподавать русскую литературу наследнику престола превратили писателя в «предмет негодования либералов» (дневник Е. А. Штакеншнейдер). Заметно охладились его отношения с кругом Белинского. Позднее Гончаров подчеркивал, что его либеральные настроения молодости не имели ничего общего с «юношескими утопиями в социальном духе» и что влияние Белинского ограничивалось сферой эстетики. Гончаров-цензор облегчил печатную судьбу целого ряда лучших произведений русской литературы («Записки охотника» И. С. Тургенева, «Тысяча душ» А. Ф. Писемского и др.), однако к радикальным изданиям он относился откровенно враждебно, что вызывало раздражение в кругах левой интеллигенции. В течение нескольких месяцев, с осени 1862 по лето 1863, Гончаров редактировал официозную газету «Северная почта» (см. СЕВЕРНАЯ ПОЧТА), что также дурно отразилось на его репутации. В 1860-70-е гг. Гончаров, человек мнительный и, по его собственному определению, «нервозный», упрямо удалялся от литературного мира. «Кусок независимого хлеба, перо и тесный кружок самых близких приятелей» составили его житейский идеал: «Это впоследствии называли во мне обломовщиной».

«Я был счастлив успехом «Обломова»

Замысел нового романа сложился у Гончарова еще в 1847. Два года спустя была напечатана глава «Сон Обломова» - «увертюра всего романа». Но читателю пришлось еще в течение десяти лет ждать появления полного текста «Обломова» (1859), сразу завоевавшего огромный успех: «Обломов и обломовщина ... облетели всю Россию и сделались словами, навсегда укоренившимися в нашей речи» (А. В. Дружинин). Роман спровоцировал бурные споры, свидетельствуя о глубине замысла. Статья Добролюбова «Что такое обломовщина» (1859) представляла собой беспощадный суд над главным героем, «совершенно инертным» и «апатичным» барином, символом косности крепостнической России.

Эстетическая критика, напротив, видела в герое «самостоятельную и чистую», «нежную и любящую натуру», далекую от модных веяний и сохранившую верность главным ценностям бытия. К концу прошлого века полемика о романе продолжалась, причем последняя трактовка постепенно возобладала: ленивый мечтатель Обломов по контрасту с сухим рационалистом Штольцем стал восприниматься как воплощение «артистического идеала» самого романиста, тонкий психологический рисунок свидетельствовал о душевной глубине героя, читателю открылся мягкий юмор и скрытый лиризм Гончарова. В начале 20 века И. Ф. Анненский по праву назвал «Обломова» «совершеннейшим созданием» писателя.

Последний роман

«Обрыв» (1868) был задуман еще в 1849 как роман о сложных отношениях художника и общества. К 1860-м гг. замысел обогатился новой проблематикой, рожденной пореформенной эпохой. В центре произведения оказалась трагическая судьба революционно настроенной молодежи, представленной в образе «нигилиста» Марка Волохова. Уже символическое название романа, найденное на самом последнем этапе работы, свидетельствовало об авторском неприятии общественного радикализма. Издания левой ориентации возмущенно реагировали на роман, отказав автору в таланте и в праве суда над молодежью, пройдя мимо глубокой трактовки любовной темы в «Обрыве». Напряженный конфликтный фон, не свойственный обычно Гончарову-романисту, диктовался острой постановкой проблемы свободы в любви: борьба главной героини со страстью, столкновение нравственных императивов с силой любовного влечения дали Гончарову богатый материал для глубокого психологического анализа.

Последние годы

После «Обрыва» имя Гончарова редко появлялось в печати. Он ограничился публикацией лишь нескольких мемуарных очерков и литературно-критических статей, среди которых выделяется «критический этюд» «Мильон терзаний» (1872), посвященный постановке «Горя от ума» А. С. Грибоедова на сцене Александринского театра, ставший классическим разбором комедии. Гончаров предложил столь глубокую трактовку психологической и драматической природы «Горя от ума», что ни один историк литературы в дальнейшем не обошел вниманием его анализ. Сам писатель болезненно переживал творческое молчание последних десятилетий. Его письма тех лет рисуют образ одинокого и замкнутого человека, необычайно тонкого наблюдателя, сознательно сторонящегося жизни и вместе с тем страдающего от своего изолированного положения.

Большой энциклопедический словарь

ГОНЧАРОВ Иван Александрович (1812-91) - русский писатель, член-корреспондент Петербургской АН (1860). В романе "Обломов" (1859) судьба главного героя раскрыта не только как явление социальное ("обломовщина"), но и как философское осмысление русского национального характера, особого нравственного пути, противостоящего суете всепоглощающего "прогресса". В романе "Обыкновенная история" (1847) конфликт между "реализмом" и "романтизмом" предстает как существенная коллизия русской жизни. В романе "Обрыв" (1869) поиски нравственного идеала (особенно женские образы), критика нигилизма. Цикл путевых очерков "Фрегат "Паллада" (1855-57) - своеобразный "дневник писателя"; литературно-критические статьи ("Мильон терзаний", 1872).

Энциклопедия Кольера

ГОНЧАРОВ Иван Александрович (1812-1891), русский писатель. Родился 18 июня 1812 в Симбирске. Его дед, армейский писарь, дослужился до штабс-капитана; отец, торговец зерном, избирался городским головой. В 1820 Гончаров поступил в местную гимназию, в 1822 был переведен в Московское коммерческое училище, в 1831 зачислен в Московский университет. Закончив его в 1834, стал чиновником при канцелярии симбирского губернатора, в 1835 - переводчиком Департамента внешней торговли министерства финансов в Санкт-Петербурге. В 1836 Гончаров написал свою первую повесть Счастливая ошибка. В его первом романе Обыкновенная история (1847) был выведен новый, противоречивый тип энергичного правительственного чиновника, чья профессиональная деловитость противопоставлена романтическим мечтаниям его молодого племянника. Роман имел большой успех и удостоился восторженного отзыва В.Г.Белинского. В 1849 Гончаров опубликовал набросок будущего романа Сон Обломова, картину дремотной деревенской жизни. В 1852 в качестве секретаря адмирала Е.В.Путятина отправился на фрегате "Паллада" в плавание, целью которого было установление торговых отношений с Японией. Свои путевые записки Гончаров опубликовал под заглавием Фрегат "Паллада" (1858). В 1856 был назначен цензором Министерства народного образования, проявил себя покровителем писательских талантов. В 1859 появилось лучшее произведение Гончарова, роман Обломов. Он имел ошеломительный успех, и самое имя Обломова вскоре стало нарицательным как обозначение праздности и безволия, характерных для существования обеспеченных классов российского общества. В 1865 Гончаров стал членом Совета по делам печати; в 1867 вышел на пенсию в чине генерала. В 1869 был опубликован его последний роман Обрыв, изображающий столкновение старых и новых идей. Позднее он писал лишь небольшие критические отзывы и статьи, важнейшая из них - Мильон терзаний (1872), блестящий анализ комедии А.С.Грибоедова Горе от ума. Романы Гончарова переведены на большинство европейских языков. Умер Гончаров в Санкт-Петербурге 27 сентября 1891.

ЛИТЕРАТУРА

Пруцков Н.И. Мастерство Гончарова-романиста. М. - Л., 1962 И.А.Гончаров в воспоминаниях современников. Л., 1969 Лощиц Ю. Гончаров. М., 1977 Гончаров И. А. Собрание сочинений, тт. 1-8. М., 1977-1980 Старосельская Н. Роман Гончарова "Обрыв". М., 1990

Полезные сервисы